Конкуренция



Второй структурный элемент: рыночная конкуренция

Вторым конструкционным элементом железнодорожной отрасли является степень конкуренции среди поставщиков железнодорожных услуг. Исторически сложилось так, что в большинстве стран для предприятий национальной железнодорожной отрасли свобода конкуренции за предоставление услуг железнодорожных перевозок была весьма слабой или полностью отсутствовала, в отличие от других транспортных секторов. Грузовые автоперевозки, автобусное сообщение на большие расстояния, каботажное судоходство, перевозка баржами по внутренним водным путям, пассажирские и грузовые авиаперевозки — все виды транспорта, являющиеся конкурентами национальных железных дорог, характеризуются более высоким уровнем конкуренция среди поставщиков услуг.

Систематических эмпирических обзоров преимуществ конкуренции внутри железнодорожного сектора в мировом масштабе не проводилось. Однако в секторах железнодорожных грузоперевозок Канады, Америки и Мексики присутствует значительная параллельная конкуренция между железными дорогами, усиленная за счет договорных и обязательных механизмов доступа к железнодорожным путям. Эти условия эксплуатации получили широкое признание разработчиков политики как факторов, способствующих тому, что эти железные дороги стали одними из наиболее инновационных и эффективных в техническом отношении в мире. Европейские страны, например, Германия и Великобритания, одними из первых открыли свои рынки железнодорожных грузоперевозок для конкуренции в максимальной степени и достигли наиболее высоких темпов роста в секторе железнодорожных грузовых перевозок. В Австралии конкуренция среди компаний по железнодорожным грузоперевозкам обеспечила более выгодные услуги и тарифы для отправителей бестарных грузов и отправителей грузов, использующих различные виды транспорта. В большинство стран, где заключены контракты на конкурсной основе на осуществление городских или региональных пассажирских железнодорожных перевозок, также отмечаются значительные улучшения соотношения цены и качества. Во всех случаях результаты конкуренции сложно отделить от результатов участия частного сектора. Однако, многочисленные данные из опыта других отраслей сферы обслуживания и всех других видов транспорта позволяют предположить, что конкуренция или даже угроза конкуренции создает стимулы, результатом которых является повышение эффективности и качества услуг по сравнению с условиями, предполагающими наличие одного защищенного провайдера услуг. 54 В связи с этим, сторонники монополий в сфере железнодорожных перевозок должны взять на себя бремя доказывания и продемонстрировать, в какой степени отвечает общественным интересам.

В мировом масштабе, предполагается, что большинство железных дорог заявили бы о том, что они работают на «конкурентных» рынках транспортных услуг, поскольку их клиенты могут выбирать другие виды транспорта или менять исходные и конечные пункты своих каналов поставок, чтобы избежать зависимости от одного железнодорожного маршрута. Зачастую руководство традиционных национальных железных дорог приводит этот аргумент для обоснования своих эксклюзивных прав на осуществление железнодорожных перевозок. Однако, аналогичный аргумент, высказанный сектором автомобильного транспорта, -- касательно того, что национальная монополия на грузовые перевозки автомобильным транспортом оправдана, поскольку она «конкурирует» с железнодорожным транспортом – национальные правительства сочли бы абсурдным.

Тем не менее, существуют страны и обстоятельства, в которых эксклюзивные права на осуществление железнодорожных перевозок могут быть оправданы (см. ниже). Помимо этого, блокирование повседневной конкуренции не исключает соперничества при проведении конкурсных торгов на эксклюзивные права. Две основные формы конкуренции в сфере железнодорожных перевозок – это конкуренция на рынке и конкуренция за рынок.

    
Копирайт ©  Всемирный банк. Все права защищены. Правовая информация